Дикша (инициация или посвящение)

Существуют тантрические посвящения различных видов, даваемые учителями при различных обстоятельствах и условиях на разных этапах садханы (практики). Дикша (или посвящение) ставит человека на путь к спасению, или продвигает его на этом пути, устраняя внутренние загрязнения или нечистые субстанции (мала). Тантрическое посвящение обязательно должно быть индивидуальным. Учитель видит ученика "насквозь", он знает к какому типу людей (или бхава) принадлежит последний и какая именно практика ему необходима (129). Во время индивидуального посвящения (дикша), гуру прежде всего "переносит" энергию Высшего Гуру (Парамагуру) в свое собственное тело и затем, направляет поток этой энергии в тело ученика. Таким образом, на гуру следует смотреть как на воплотившегося Шиву или Наивысшего Бога (Парабрахман).

Согласно некоторым Тантрам, например, Прапанчасара-Тантре (гл.V), дикша так названа потому, что приводит сознание и тело в божественное состояние (дивья-бхава) и разрушает (кшинуйат) все грехи (дуритани). (Как далее утверждается в той же Тантре, - гуру, божество (дэвата) и мантра - должны быть постигнуты как одно (айкйам).

Следует отметить, что человек может совершать тантрические обряды или практику только после посвящения, полученного от гуру тантрической традиции, но не от обычного гуру или жреца (пурохита). Тантрические обряды или практика, совершаемые без посвящения тантрического гуру или с помощью обычного жреца (пурохита), не приносят желаемых результатов. Обычно отец или брат также не могут быть гуру. Муж не может быть гуру своей собственной жены до тех пор, пока он не стал сиддха-мантра, т.е. не достиг совершенства в мантра-йоге. Однако, как уже говорилось, посвящение, даваемое женщиной-гуру, в традиции Шакта, признается особенно эффективным. В восемь раз более могущественным считается посвящение, полученное от собственной матери. По другим источникам, получив во время посвящения мантру от собственной матери, сын может обрести восемь хорошо известных сиддх (совершенств) (130).

Маханирвана-Тантра утверждает, что для последователей школ Шакта-Шайва, Вайшнава, Саура и Ганапата предпочтительны гуру своих школ; однако, Каула (131) - наилучший гуру для всех.

Во время дикши гуру и ученик находятся во взаимоконтакте наедине. Самым распространенным видом этого ритуала является инициация, во время которой гуру даст ученику индивидуальную мантру. Такой ритуал посвящения известен как мантра-дикша.

Гуру, у которого хотят принять инициацию, выбирает благоприятный день и время для этого ритуала. В некоторых случаях гороскоп будущего ученика сверяется с гороскопом гуру для того, чтобы точно определить когда мантра должна быть передана. Гуру также определяет ишта-дэвата, избранное божество или аспект Божественного, который соответствует индивидуальности ученика. Таким образом, концентрируясь на это избранное Божество, садхака (практикующий) будет жить в ритме с этим Божеством и достигать единства с Ним.

Гуру обычно садится лицом на восток, ученик садится в позу лотос (падмасана) рядом с ним. Для того, чтобы очистить процесс инициации и сделать его эффективным, гуру сначала повторяет свою основную мантру и призывает свое собственное избранное Божество (ишта-дэвата). Затем, он три раза шепчет дикша-мантру в правое ухо ученика. Мантра должна держаться в тайне и не должна разглашаться ни при каких обстоятельствах. Считается, что даже написанная мантра теряет свое воздействие. После того как дана мантра, главная часть мантра-дикша заканчивается.

Согласно некоторым Тантрам, дикша (посвящение) бывает трех основных видов: шамбхави, шактейи и мантри. В шамбхави - очищается сознание ученика. В шакти (или шактейи) - пробуждается духовная энергия. В мантри - пробуждается сила мантры и богов.

С помощью посвящений (дикша) устраняются нечистые субстанции, действующие на ученика. Их перечисляется три основных вида:

1. Анава - из этой субстанции возникает ограниченность индивидуальной души (джива), вследствие которой человек, будучи по своей природе Абсолютом (Шива), воспринимает себя как ограниченную индивидуальность, которая связана оковами материальной энергии. До тех пор, пока не устранена эта субстанция, постижение Шакти как Высшей Энергии, тождественной с Шивой невозможно.

2. Буддхигата - посредством устранения этой субстанции достигается истинное знание.

3. Майийя - эта субстанция является причиной ложного эго или самости (аханкара). До тех пор, пока она не устранена, невозможно достичь спасения.

Согласно другим источникам, дикша может быть трех следующих видов: анави, шакти, и шамбхави. Говорится, что анави включает в себя мантры, арчану (поклонение), асаны (сидячие позы), ньясы (приложение руки к различным частям тела, сопровождаемое соответствующими мантрами), дхьяну (медитацию) и упачары (различные предметы, предлагаемые Божеству).

Дикша также подразделяется на 10 подвидов:

1. Смарти - при этом виде посвящения, ученик помнит гуру, живя в чужой стране и таким образом освобождается от греха.

2. Манаси - ученик ментально созерцает гуру, сидящим перед собой и таким образом его сознание очищается.

3. Йауги - гуру входит в тело ученика, как это изложено в Йога-Шастре. и соединяет его душу со своим собственным тонким телом.

4. Чакшуши - состоит в особенном созерцании, поднятии чувства сострадания ко всему живому и реализации состояния "Я есть Шива".

5. Спаршики - гуру, ощущая себя как Высшего Шиву, дотрагивается до головы ученика с определенной мантрой, совершая при этом Шивахаста.

6. Вачики - в таком посвящении гуру, рассматривая свой собственный рот как тождественный со ртом ученика, с любовью вкладывает в уста ученика божественную мантру, вместе с йантрой (символическим изображением Божества) и ньясой (см.выше), и т.д.

7. Мантри или мантрики - см. выше.

8. Хаутри - во время этого посвящения возжигается огонь,который горит затем на протяжении обряда в кунда (специальное углубление для совершения огненного обряда хома) или на стхандила (жертвенное место или жертвенный сосуд).

9. Шастри - это посвящение включает в себя передачу шастрического знания (знания, содержащегося в Писаниях) подходящему ученику, занятому в служении гуру.

10. Абхишечика - в этом виде посвящения производится поклонение Шиве и Его супруге как пребывающим в кувшине, водой из которого затем гуру окропляет ученика. Человек, получивший такое посвящение, называется абхишикта.

Согласно другому делению, дикша бывает двух видов:

1. Вахирдикша - такое "внешнее посвящение" состоит из пуджи, хомы и других внешних обрядов. С помощью этого посвящения пробуждается саттвика (светлое, чистое) состояние.

2. Антардикша - это "внутреннее посвящение", которое помогает пробудить энергию Кундалини.

Существует особый вид дикши, который описывается в Маханирва-на-Тантре (Улласа). Этот вид посвящения называется брахма-дикша и считается, согласно Маханирване, наивысшей формой инициации. Последователь любой из школ - Шакта, Шайва, Вайшнава, Саура или Ганапатья - может получить эту инициацию. Принадлежность к той или иной касте также не играет роли - человек любой касты может получить это посвящение. Обычные ограничения, налагаемые в связи сдикшей - отбрасываются в брахма-дикше. Так, отец может инициировать сына, брат - брата, дядя - своего племянника, муж-жену, дед-внука. Разрешается даже, вопреки обычной практике, давать свою собственную (индивидуальную) мантру ученику. Короче говоря, никакие указания и запреты Шастр (Писаний) неотносятся к этому виду дикши. Во время брахма-дикши, гуру посвящает ученика (шишья) в медитацию на Брахмана, Высшую Сущность. Подобным образом ученик получает от гуру брахма-гайятри, то есть мантру определенного вида, посвященную Брахману (Абсолюту).

Абхишека или посвящение особого вида

Абхишека - это особый вид посвящения, во время которого ученик окропляется водой. На различных ступенях духовной жизни, ученик получает соответствующие различные виды абхишек. Перечисляется 8 видов абхишек, которые могут даваться практикующему на разных ступенях его садханы (пути):

1. Шактабхишека - это посвящение, предназначенное для ученика, который только что вступил на путь духовного совершенствования (садхана). В этом посвящении гуру раскрывает природу Шакти и чудесная новая энергия вдыхается в ученика.

2. Пурнабхишека - посвящение, предназначенное для ученика, который приобрел подходящее состояние посредством совершения Пурашчараны (См.гл."Пурашчарана"), и т.д. Настоящая садхана начинается с этого посвящения.

Далее перечисляются:

3. Крамадикшабхишека.

4. Самраджйабхишека.

5. Махасамраджйабхишека.

6. Йогадикшабхишека.

7. Пурнадикшабхишека.

(Следует отметить, что, так как тантрическая практика построена на индивидуальном контакте между гуру и учеником, в соответствии со способностями ученика, его качествами я прогрессом в садхане, - гуру дает ему столько посвящений, сколько считает необходимым. Поэтому перечисленные выше промежуточные посвящения не являются обязательными или необходимыми для всех).

И, наконец:

8. Махапурнадикшабхишека - являет собой квинтессенцию всех инициации. С помощью этого посвящения садхака достигает вершины духовной жизни. После этого абхишеки - он совершает символический обряд собственных похорон (шраддха), предлагает священный шнур и пучок волос с головы (шикха) огню как выражение полного самопожертвования (пурнахути). На этой ступени взаимоотношения гуру - шишья (учитель - ученик) завершаются. Садхака сам постепенно реализует состояние "Я есть То" (через практику аджапа-мантра) (132), достигает освобождения при жизни и становится парамаханса (133). Воистину, реализация тождественности джива (души) и Брахмана (Абсолюта) - наивысшая цель тантрической инициации.


129. Одинаковым образом слою дикша трактуется в Гвндхарва-Тантре и Шритаттва-Чинтамани, (автором которой признается Пурнананда). В Гандхарва-Тантре это выражено следующим образом: "Она дает божественное знание и приносит уничтожение грехов, поэтому она именуется дикша".Гьянам дивьям ято дадхьят, курьят папакшайям татах/ Ато дикшетиса прокта // (Гандхарва-Тантра). [к тексту]

130.См.гл. "Сиддхи". [к тексту]

131. См. гл. "Ачара -- ступени в тантрической практике". [к тексту]

132. Т.е. индивидуальной мантры, получаемой от гуру, которая не повторяется на четках (джапа), но мысленно произносится с процессом дыхания. [к тексту]

133. Высшим духом, свободным от каких-либо страданий или ограничений. [к тексту]